Возрастные особенности детей в возрасте от 2 до 3 лет.В этом возрасте продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого. Происходит совершенствование восприятия, речи, начальная форма произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возраст у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни проявляются дейтвия с предметами заместителями. С развитием
слушания и понимания сообщений выходящих за пределы непосредственной ситуации,
происходит использование речи как средства познания действительности, как
способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.
Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может
выделить в предмете лишь его ярко
выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия
происходит на основе внешнеориентированно-го действия (по форме, величине,
цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача
взрослого — правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого
возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки,
вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром,
эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2—3-х лет
способен различать: 5 форм (круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый,
оранжевый).Основной способ познания ребенком окружающего мира — метод проб и
ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки. Важнейшей
способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо
цели в играх и поведении. В
связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не
может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.
Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось
«само по себе». В
этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих.
Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет
радостно скакать по группе то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с
ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от
физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки —
«мокриться»). Одно
из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность,
ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
Основными
чертами ребенка 2—3-х лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было.
Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой
смене. |