ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ветеркова И.В.
МБДОУ «ДСКВ№107» МО г. Братска
«Запоют дети-запоёт народ» - писал К.Д. Ушинский. Большинство современных детей, всё чаще, имеют нарушения не только физического, но и психического и речевого развития (различные хронические заболевания, физическая ослабленность, задержка психического или речевого развития, отдельные или комплексные дефекты произношения, специфические особенности характера), которые тормозят процесс развития ребёнка в целом, требуют от родителей и педагогов больших усилий и средств для своевременного их преодоления.
Нарушение речевого и двигательного развития - наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков ребёнка позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка.
Двигательная и речевая функция ребёнка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь развития. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определённый период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребёнку социальное окружение. Помимо всех сложностей с детьми с нарушением речи, так же довольно часто встречается общее недоразвитие речи, т.е. при нормальном слухе и интеллекте происходит нарушение всех компонентов речевой системы: её звуковой и смысловой сторон.
Понимая все сложности в развитии ребёнка, родители стараются активно направить и развить у своего ребёнка мышление, речь, внимание и память, чтобы он оказался примерно на одном уровне интеллектуального и речевого развития со своими сверстниками.
Основная коррекция речевых нарушений у детей осуществляется совместно с медицинскими учреждениями в условиях специально организованных логопедических групп или логопедических пунктов. Однако родители таких детей стремятся развивать своего ребёнка не только в специализированных группах или логопедических центрах, они хотят развивать своего ребёнка разносторонне и творчески и задача педагога помочь им в этом вопросе.
В случае с незначительными нарушениями речи у ребёнка, при желании самого ребёнка и его родителей, педагог обязан обратить своё внимание и принять в хоровой или вокальный коллектив. Речь ребёнка происходит в своём становлении несколько взаимосвязанных этапов. Так как в основе развития речи лежит механизм подражания, очень велика роль окружения ребёнка и его речевых контактов в ходе общения со взрослым, накопление им впечатлений, звуковых и словесных образов в процессе жизнедеятельности.
С целью оптимизации процесса развития речи и двигательной активности, для ребёнка важно в процессе занятий в вокальном ансамбле, овладеть певческими навыками, которые способствуют гармоничному личностному развитию.
Наряду с детьми с нарушением речи, так же в вокальном ансамбле занимаются и одарённые дети. Одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Родителей часто беспокоит: как бы, не проглядеть, одарённость ребёнка. Думаю, что опасения эти преувеличены. Одарённому ребёнку в наше время трудно остаться незамеченным. Ведь сегодня мы живём, если можно так сказать, в мире, насыщенным музыкой. Звучащая музыка обязательно затронет одарённого ребёнка и заставит как-то проявить себя. Это может быть и чрезвычайно активное желание слушать музыку и двигаться под её звуки, и проявляющееся в детских играх стремление изображать исполнение музыки, и тяга к различным музыкальным инструментам.
Одарённый ребёнок чаще всего быстро запоминает мелодию песни, быстро узнаёт мелодию, произведение, которое уже слышал,- он всегда с большим интересом воспринимает всё, что связанно с миром музыки. Подобная музыкальная отзывчивость и неослабевающий интерес- очень важные показатели ранней одарённости.
Разумеется, отсутствие у детей «видимого» интереса к музыке ещё не говорит о том, что у них нет хороших музыкальных способностей. Иногда эти способности скрыты и по разным причинам не могут проявиться, но обнаруживаются в специальной проверке-диагностике .Такая проверка музыкальных способностей всегда являлась педагогически необходимой. Таким образом, зная индивидуальные способности каждого ребёнка, педагог должен выстраивать свою работу, чтобы все дети независимо от степени музыкальности, получили в процессе занятий общее культурное и индивидуальное развитие. И ещё одна важная задача, это совместная исполнительская деятельность в ансамбле.
Пение один из самых доступных и любимых видов деятельности детей. Здесь ребёнок может быстрее всего проявить свою музыкальность и уникальность, потребность в самовыражении. А занятие в вокальном ансамбле даёт ребёнку ещё и активно проявить себя в социуме, развить коммуникативные способности, расширить кругозор, привить высоко -художественный вкус.
Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Гортань с голосовыми связками в два-два с половиной раза меньше гортани взрослого. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос несильный, но звонкий.
Что же такое певческие навыки? Рассмотрим всё поэтапно. Первый этап, это прежде всего- дыхание. Процесс певческого дыхания нельзя строго разграничивать на типы дыхания. Деление дыхания на верхнерёберное (ключичное) и грудное, или нижнерёберное (диафрагматическое) очень условно. В пении, таким образом, мы имеем дело со смешанным дыханием. Правильность певческого дыхания зависит, прежде всего, от правильности вдоха, который должен быть глубоким, быстрым, бесшумным, с расширением нижних рёбер и без поднятия плеч. Полезным приёмом в работе над певческим дыханием является ощущение лёгкого зевка при входе, который расширяет глотку, подготавливает форму резонатора и регулирует работу гладкой мускулатуры трахеи и бронхов. Характер дыхания зависит от физиологической и нервно-психической организации. Дети уравновешенные, нервноустойчивые обычно обладают хорошим певческим и внепевческим дыханием, дети с расслабленной нервной системой-неустойчивым, нервным дыханием, что сказывается на качестве пения.
Благодаря вокальным занятиям с детских лет у человека вырабатываются прочные навыки глубокого нижнерёберного-диафрагматического дыхания, правильного звукообразования.
Работа педагога над дыханием, проводится, тщательно и кропотливо, используя различные игровые методы и приёмы. Детям очень нравится дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, они с удовольствием выполняют упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Ушки», «Обними плечи». Конечно, в этом случае педагог строго следит за правильностью выполнения упражнений, а так же их дозировкой по времени.
Второй этап - певческое звукообразование. Певческий звук, возникающий вследствие смыкания и размыкания голосовых связок, неразрывно связан с дыханием. Основное требование художественного вокального исполнения-правильный красивый певческий звук.
Образование звука человеческого голоса обусловлено сложной работой голосового аппарата. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть. Правильному извлечению звука помогает и мягкое нёбо с маленьким язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему способствует произношение гласных у, о, согласных к, г, х. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта.
Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь на низких звуках, не выпевая высоких, которые раньше им удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые продолжительное время по болезни не посещали детский сад. Через одно-два занятия диапазон голоса и певческие навыки у них восстанавливаются.
Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Протяжность в пении зависит от правильного взятого дыхания и от преобладания гласных в песне.
Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а так же разучивание песен сначала в замедленном темпе. Ещё один важный момент, развитие голоса ребёнка с примарных звуков, постепенно расширяя диапазон вверх и вниз. При этом поющий, не прибегая к лишним усилиям и напряжению, переносит на соседние звуки незначительно видоизменённую мышечную установку, характерную для зоны примарного звучания. Работа эта ведётся очень осторожно и постепенно. Здесь важное место в работе с ансамблем имеет распевание «разогревание голосового аппарата». Дети исполняют несложные распевки, легко запоминающиеся. Для большей, заинтересованности воспитанников, исполняем их в различных характерах, которые дети самостоятельно придумывают. Например: весело, грустно, как лисичка, кошечка и.т.д. Мы в своей работе используем метод Глинки-метод концентрического развития голоса - истинно вокальный. Композитор предлагает начинать с примарных (натуральных) тонов, которые берутся без усилия, от центра голоса, постепенно расширяя диапазон, захватывая звуки, окружающие их сверху и снизу.
Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука, связанная со способом его возникновения в гортани, с характером голосовых складок. При твёрдой атаке звука происходит задержка дыхания, быстрое, плотное смыкание голосовых связок до начала звука. При мягкой атаке смыкание происходит одновременно с возникновением звука, она обуславливает спокойное, плавное начало звука. В детском пении применяются и мягкая и твёрдая атаки. Однако, учитывая то обстоятельство, что у детей встречается инертность голосового аппарата, целесообразно использовать активную, энергичную подачу звука. При этом нужна общая активизация воспитанников, мобилизация их внимания. Стройное слитное пение в ансамбле у детей достигается постепенно.
Третий этап - певческая дикция. Дикция-это ясность, разборчивость, правильность произнесения текста. В пении она играет очень большую роль. У юных воспитанников артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо сразу же устранять путём мягкого опускания челюсти при полном спокойствии лицевых мышц. Серьёзным тормозом в работе над артикуляцией является напряжённые движения языка. Выправить этот недостаток помогают слоги с зубными язычными согласными, д, з ,т, р, л, н, а так же губными- б, п ,в, м, оставляющими заднюю часть языка в пассивном состоянии. Важным методом воспитания правильного певческого звукообразования является показ голосом самим руководителем ансамбля, а так же воспитанниками, имеющими хорошую дикцию и точную интонацию, демонстрация правильного звучания и ошибок. Для более чёткой выработки дикции, мы используем различные дикционные упражнения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, пальчиковую гимнастику. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. В работе используем пальчиковую гимнастику Е.С. Анищенкова.
Четвёртый этап - чистота интонации. Чистота интонации зависит от музыкального слуха, в отличие от физического слуха, которым владеет каждый человек, музыкальный слух-качество индивидуальное. Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, т.е. представлять себе мысленно мелодию, запоминать её и правильно, не фальшиво спеть. Музыкальный слух можно и нужно развивать. Часто дети не умеют правильно воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха, что так же оказывает влияние на состояние голосового аппарата. На чистоту интонации влияют и такие качества, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания.
Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребёнка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, дети стараются подпевать, их вокально-музыкальные данные развиваются.
Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребёнка, его музыкально-вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться в результате планомерной музыкально-педагогической деятельности.
Пятый этап-это работа непосредственно над ансамблем, который включает в себя множество различных аспектов музыкальной деятельности. Это - развитие ладового чувства и ритма, темпа, динамических оттенков и конечно же выразительного художественного исполнения песен. Репертуар песен исполняемых детьми должен быть несложен в исполнении, но в тоже время интересен для детей. Он должен нести не только музыкальный, но и культурный уровень для ребёнка.
Результативность в работе педагога, также зависит от многих факторов: систематичность музыкальной деятельности, индивидуальном подходе каждого ребёнка, позитивной психологической атмосферы в ансамбле, заинтересованность в исполнении тщательно подобранного песенного репертуара соответствующего возрасту детей.
В соответствии с ФГОС ДО, педагог обязан создавать условия развития ребёнка, открывающих возможностей для его позитивной социализации, а так же личностного развития, развития инициативы творческих способностей.
Подобная работа, требует от педагога быть компетентным в вопросах музыкального воспитания, во всех тонкостях профессии, а также огромного терпения, выдержки к своим воспитанникам. И тогда, творческий результат воспитанников не заставит себя ждать, а будет радовать своей детской непосредственностью, искренним исполнением вокальных произведений и проявлением творческой активности.
Литература
1. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. –М.:Музыка,1990.
2. Метлов Н.А., Музыка-детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. - М.: Просвещение, 1995.-144с.
3.. Арсеневская. О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. - Волгоград: Учитель, 2012.-204с.