КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Создание благоприятного микроклимата в
группе сверстников»
«Ввести
ребенка в мир человеческих отношений –
одна из
важных задач воспитания личности ребенка.
Детей надо
приучать жить среди людей…»
В.А. Сухомлинский
В общении с детьми все чаще
приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и
неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним,
неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям
друг друга.
Поэтому немаловажные задачи педагога
– формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и
установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят
большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом
общения.
В работе с детьми можно использовать
заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение».
Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением
просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с
ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм, песенку.
Очень важно создать в группе
позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях
совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы, например: «Как вишенка
на ветке – дружат в группе детки».
Во время проведения «Утра радостных
встреч» с детьми после выходных можно
организовать беседу: кто, чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова
видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети
рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.
Использовать игры и игровые
упражнения направленные на сплочение и
на совместную деятельность детей, создавать коллективные работы по ИЗОдеятельности,
ручному труду. Регулярно проводить этические беседы на темы «Все мы разные»,
«Мы рядом», «Научился сам – научи друга», «Что значит настоящий друг?», «Учись
прощать» и др.
Каждую пятницу можно подводить итоги
добрых дел. Можно применить «Шкатулку добрых дел»: за каждый хороший поступок
дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок – синюю. Таким
образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так
случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься
каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие
дела всей группы.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Игры на
сплочение детей в коллективе»
Цели:
Развитие
коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности;
развитие
групповой сплоченности; формирование бережного и позитивного отношения к
партнеру; повышение самооценки детей.
«Давайте
познакомимся»
Ход: Дети
стоят в кругу. По очереди каждый называет свое имя, говорит, что-то хорошее о себе и делает какой-нибудь
жест.
Я – Лиза
(поднимает руки вверх). Я веселая.
Я – Максим
(хлопает в ладоши). Я – добрый. и т.д.
Беседа: Объясните,
зачем человеку нужен друг? Каким он должен быть? Как вы понимаете выражение
«настоящий друг», «одиночество»? как объяснить значение пословицы «Старый друг
лучше новых двух»?
«Волшебный
мяч»
Ход: Дети
встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они рассказывают, с кем в
группе дружат и почему.
Беседа: Ребята,
а что было приятнее: говорить самому добрые слова или слышать их от других?
«Паутина»
Ход: Дети
встают в круг, берутся за руки и «запутываются» в один большой «клубок»,
обязательно не разжимая рук. После этого необходимо распутаться, но с тем
условием – не разжимая рук.
Беседа: В чем была трудность игры? Что помогло вам распутаться?
Какие
чувства вы испытывали в начале игры, как в конце игры?
«Волшебный
ковер»
Ход: Берется
ткань размером 1,5х1,5м. дети встают в круг вокруг нее, берут двумя руками за
края ткани и натягивают ее. Ткань поднимается над полом на 15-20 см. ребята по очереди
медленно проходят по ней, преодолевая сопротивление ткани.
Беседа: Было
ли страшно идти по этому ковру? Какие опасения были? Были ли вы уверены в своих
друзьях? Знали, что они обязательно поддержат?
|